Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
МБДОУ детский сад "Капелька"
НОВЫЙ САЙТ НАХОДИТСЯ НА АДРЕСЕ: kapelika.obrpro
Консультация для родителей
(86143)57-5-62
353881, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский р-н,х.Свободный, ул.Советская,14
Решаем вместе
-

Горячая линия

 8(86143) 312-59 - управления образования Приморско-Ахтарский район
Министерство образования и науки Краснодарского края телефон: 8 (861) 234-01-54 

Консультация для родителей

 

О популяризации официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru

Сайт www.bus.gov.ru реализует возможность оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.

 С результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы можно ознакомиться перейдя по ссылке http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

 

 

 

Как научить малыша навыкам самообслуживания?

 

    Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

   К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

   Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

    Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.

   К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

    Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

     Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

     На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

     Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

     Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

     Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

     Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

      Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

      Пример одевания штанишек может выглядеть так:

1. Сядь на стульчик

2. Возьми штанишки обеими руками за поясок

3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

4. Поставь ножку на пол

5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

      На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемо-таблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

      Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

      Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»

 

Как обеспечить развитие дома?

 

      Последние годы родители стараются записывать своих малышей в студии раннего развития как можно раньше. Даже годовалых малышей мамы спешат привести в развивающие центры. И в этом, несомненно есть польза для ребенка. Но как быть, если такой центр раннего развития находится далеко от дома, и мама физически не может обеспечить ребенку регулярное посещение занятий? Также есть детки, которые по состоянию здоровья не могут стать в первые годы жизни учениками студий раннего развития. Все это не повод опускать руки. Даже не имея педагогического образования, родители могут обеспечить ребенку дошкольного возраста полноценное развитие в домашних условиях.

      Цикл данных статей содержит практические советы, как организовать обучение малыша своими силами.

      Что важно знать маме, чтобы заниматься дома с ребенком:

1. Желание, интерес и положительные эмоции ребенка на занятиях, - неизменный залог успеха.

      Чтобы объяснить наглядно о чем идет речь, хочу описать любимую игру моей дочери, во время которой она (ей было тогда пять лет) решала около 30 примеров с переходом через десяток, даже не замечая, что она делает «трудное задание». Мы рассаживали на кровати примерно 15 мягких игрушек. Все они «хотели попрыгать на батуте, но у них не было билетов». В качестве билетов у нас были карточки с примерами с двух сторон. Сама игра заключалась в том, что дочка вытягивала любую из карточек, решала с нее два примера и давала это «уже купленный билет» кому-то из своих игрушек. Когда все игрушки «получали свои билеты на батут», мы с дочкой поднимали их в покрывале, держа его за 4 конца, и несколько раз подбрасывали игрушки вверх. Дочка визжала от восторга, видя, как подлетают в воздух ее любимцы, а я была довольна, что мой ребенок потренировался в арифметическом счете. Подобная ситуация относится к любым занятиям с ребенком, - если ему весело, он захвачен каким-либо сюжетом, в этом случае малыш способен на многое. Пусть ищет по комнате спрятанные буквы и называет их, или достает из мешочка с закрытыми глазами предметы и описывает их форму, либо идет спасать медвежонка, к которому можно попасть только ступая на листы бумаги, разложенные на полу, (причем нужно называть цвет каждого «камушка»). Главное, - побольше положительных эмоций.

      И еще, - наблюдайте, что интересно вашему ребенку. У каждого малыша бывают периоды, когда его интересуют машинки, или насекомые, или львы. Старайтесь использовать этот интерес. Предлагайте считать машинки, обводить на листе по контуру любимых динозавров либо сравнивать котят, каких больше? И напротив, если ребенок проявляет полное равнодушие к какому - то виду деятельности, - не заставляйте малыша делать то, что он не хочет. Подойдите к ситуации творчески, - не требуйте повторить за вами пять слов по английски, (а то не пойдем гулять!), а включите ему интересный мультфильм с ненавязчивым изучением английских слов.Что важно знать маме, чтобы заниматься дома с ребенком:

2. Необходимо иметь план занятий, чтобы продуманно, шаг за шагом, осваивать новое.

     Прежде всего, выделите для себя основные направления, которые вы хотите развивать. Могу предложить, уделять внимание таким сферам:

- Физическое развитие

- Общие знания

- Развитие памяти и внимания

- Развитие математических способностей и логики

- Развитие речи и азы чтения

- Знакомство с английским языком

- Развитие мелкой моторики

- Творческое развитие

     Каждый день, кроме выходных, вы можете посвящать двум направлениям, на каждое тратьте не более 15 минут. Если ребенку понравиться, - можете проводить в течении дня три «мини-занятия» по 15 минут каждое.

   Это может выглядеть, например так:

  •    Понедельник:

Физкультура и математика

  • Вторник:

Общие знания и моторика

  • Среда:

Развитие памяти, внимания и английский

  • Четверг:

Физкультура и чтение

  • Пятница:

Творческое развитие и что-то на ваш выбор

      В течении дня чередуйте более «сложные» занятия (математика, чтение, английский, развитие памяти, общие знания) с теми, которые не требуют особых усилий от ребенка (физкультура, развитие моторики и занятие творчеством).

      Кроме основного графика занятий на неделю, набрасывайте себе несколько пунктов каждого урока, который планируете провести с ребенком (так ребенку не будет скучно заниматься чем-то одним, плюс вы будете планомерно продвигаться вперед). Такой план застрахует вас от топтания на месте и от перепрыгивания с одного на другое.

      Составляя краткий план урока (3 - 5 пунктов), помните: на занятии важно вкратце повторить прошедший ранее материал и изучить или освоить что-то новое).

3. К развитию ребенка подходить стоит комплексно, не зацикливаясь на одном направлении.

      Распространенная ошибка родителей, - желание изучать с ребенком двух - трех лет, английский язык, учить малыша читать и решать логические задачки. Это, действительно, полезные навыки для любого ребенка, но не стоит пренебрегать физическим развитием, изучением окружающего мира и занятием творчеством. Все это не менее важно для дошкольника, не посещающего детский сад. К примеру, когда моя дочь проходила собеседование с психологом при поступлении в первый класс гимназии ( с математическим уклоном), ее даже не просили решать примеры или задачки. Напротив, у нее спрашивали, каких она знает птиц, откуда берется хлеб и тому подобное. Ребенок с нетренированной памятью и умением концентрировать внимание будет хорошо осваивать новый материал в школе. Занятия творчеством развивают фантазию и умение находить оптимальное решение поставленных задач, не говоря о развитой моторике.

      Ну а необходимость физического развития ребенка в любом возрасте, на мой взгляд, даже не нужно аргументировать. Все родители знают, как важно детям иметь крепкие мышцы спины, рук и иметь хорошую физическую форму. Вывод очевиден: дома детям необходимо обеспечить комплексное развитие.

     Где брать дидактические материалы?

     Карточки, раскраски, небольшие плакаты и таблицы ищем в интернете и распечатываем.

     Доступ к сети интернет дает вам возможность посещать сайты, специализирующиеся на развитии ребенка. Обычно, на таких сайтах предлагаются для бесплатного скачивания серии картинок с изображением различных классификаций (животные, птицы, насекомые, посуда, мебель и многое другое). Такие карточки можно распечатать на цветном принтере. Если ребенок совсем маленький, - заламинируйте карточки либо наклейте на картон и обклейте скотчем. С таким дидактическим материалом можно не только учить предметы и живых существ по категориям, но и играть в игры на развитие логики, внимания и памяти. Я имею ввиду игры, такие, как «кто здесь лишний?», «какой предмет пропал?», «найди отличия», «раздели на две группы» и так далее.

5. В качестве пособий для развивающих игр используем имеющиеся у ребенка игрушки, кубики и другое.

    Как видите, помощниками для ваших занятий могут стать уже имеющиеся в наличии игрушки. С помощью мягких игрушек можно осваивать азы арифметики, сравнивать размеры, цвет и количество игрушек. Можно с игрушками показать ребенку небольшой кукольный спектакль, учить слова на английском и много другое. Машинки тоже могут помочь в дружбе с математикой, - их считаем, распределяем по гаражам, добавляем, отнимаем, сравниваем, больше - меньше. С кубиками развиваем внимание, - просим ребенка построить такую же, как у вас башенку, выложить из них длинную и короткую дорожку и тому подобное.

     Уверена, ваша фантазия подскажет вам много интересных идей, как использовать имеющиеся игрушки для домашних уроков.

6. Запасаемся видео-уроками и обучающими мультфильмами по сложным для нас направлениям(например, английский, физическое развитие и тому подобное). Если вы не дружите с английским, не отчаивайтесь, - приобретите специальные уроки для детей в виде мультфильмов или детских передач, с изучением азов английского. Смотрите их вместе с малышом, а потом (как бы невзначай), просите повторить для мишутки (который проспал весь мультфильм), произнесение нового слова по английски. Если ребенок совсем маленький, не стоит требовать от него повторения всего, услышанного, пусть просто смотрит видео-уроки, а повторять выученные слова можете вы. Кстати, такие уроки периодически можно просматривать еще и еще, пока ребенок не выучит новые слова. Использование видео-уроков применимо и к другим занятиям (математикой, чтением, даже физкультурой). Включайте ребенку видео с веселой зарядкой для малышей и делайте вместе с малышом предложенные упражнения.

7. Преображаем часть комнаты в развивающий центр в уменьшенном формате

Что должно быть в уголке развития ребенка:

Для физического развития:

Сразу оговорюсь, на начало занятий у вас может быть только часть из ниже перечисленного инвентаря и пособий, но вы будете знать, к чему мо

жно стремиться.

- Спортивный уголок (или просто лесенка),

- Небольшой мат (изготавливается из куска поролона, обшитого тканью или кож. заменителем)

- Мяч для фитнеса

- Массажный мячик, гимнастическая палка, массажный коврик и другое

Для остальных занятий:

- Плакаты на стене (их можно менять) с изображением животных, птиц, музыкальных инструментов и тому подобного

- Коробка с материалами для творчества (листы, краски, клей, пластилин, природные материалы, клеенка для работы на столе, досточка для работы с пластилином и другое)

- Подходящий ребенку по возрасту столик и стульчик

- Коробка с дидактическими материалами (карточки с изображениями различных категорий предметов и живых существ, распечатки с заданиями)

- Коробка с играми (кубики, мозаика, лото, игра «мемо» для развития памяти и другое)

- Пособия для занятий (любые игрушки, куклы на руку, различные шнуровки, пазлы - вкладыши и другое)

- Диски (аудио и видео) с различными видео-уроками, с разминками для детей и подобным содержанием.

Уверена, большая часть из перечисленных материалов у вас уже есть, начинайте работать с этими «помощниками», по возможности, постепенно приобретая недостающие элементы

 

Как обучить чтению?

 

Для начала нужно научиться читать слоги с согласной “A”, когда освоите букву “A”, можно переходить к добавлению разных согласных, например, ва, ма, ба, ла и так далее. Вместе с этим изучайте слоги со сменой порядка согласных, например, “АВ”, “АЛ”, “АМ”, “АБ” и другие. Ребенок быстро поймет то, что от последовательности гласных и согласных меняется чтение и звучание слогов. Для того чтобы ребенок понял принципы составления слогов, нужно протягивать согласные буквы к гласным, сначала протягивайте сипящие и шипящие буквы, а после понимание основы ребенок сможет сам составлять слоги. Если вы читаете «ССС-А», то получается слог «СА», а если «ХХХ-А», то будет слог «ХА».

Далее можно составлять слова из слогов, но слова должны быть очень простыми. Научите ребенка говорить слово «ма-ма» с помощью сочетания слогов, и он быстро поймет строение слов. Затем усложните задачу и учите другие слова, например, «ка-на-ва» или «па-на-ма». Потом изучайте чтение слов, состоящих из отдельных букв и слогов, где сразу сочетаются и согласные, и гласные буквы. Подойдут такие слова как «ма-к», «ка-р-та», «ар-ка» и другие. Для увеличения интереса к обучению можно составить его в виде игры: можете лепить буквы из пластилина, рисовать буквы, готовить ужин со сложным названием, чтобы ребенок научился его читать. Названия могут быть следующими: А – апельсин, П – поросята, К – каша, Р – рис. Не стоит сразу же добавлять сложные слова, вряд ли ребенок поймет значение буквы П, если вы подразумеваете плов. Можете нарисовать сцены из известных сказок, например, на букву С – снегурочка, П – поросята и ассоциация с тремя поросятами.

 

Когда вы изучите букву A, можете изучать остальные гласные, даже если вы не сочетали все согласные с буквой A. Потом можно изучать букву O, принцип изучения такой же – начинаете с простых слов и переходите к сложным. Можете попробовать составить предложения из слов, сделать это вовсе несложно. Например, «Во-ва мал, Ма-ша мала» и так далее. Фантазируйте и составляете наиболее простые предложения из слогов. Когда вы изучите все главные, ребенок без труда прочитает «Ма-ма-мы» и «ла-ра-му». Но не забудьте изучить Й и твердый и мягкий знак, будет еще лучше, если вы прочитаете несколько слов с последней буквой Й, или если буква будет стоять в последнем слоге. Запомните следующие слова для обучения: «со-ль», «ро-ль», «ма-йка», «ра-йка» и другие.

 

 

В конце нужно провести закрепление изученного материала, сделать это можно с помощью игровых кубиков либо азбуки из магнитов. Можно даже изучать все прямо перед едой, так как ребенок будет активнее за столом и быстрее съест свою порцию. Например, можете приготовить блюдо из ингредиентов, первые буквы которых прикреплены к холодильнику, стоящему прямо перед ребенком. Спросите ребенка, из чего приготовлено блюдо? Далее вы будете наблюдать чудесную картину, как ваш малыш перебирает ингредиенты для супа и последовательно называет их без ошибок.

 

Можно сделать еще лучше и сыграть в школу, так вы подготовите ребенка к школьной атмосфере. Но учтите, что дети не любят играть свою роль, они играют в учителей и просят вас стать учениками – не сопротивляйтесь, дайте ребенку потренировать свои ораторские навыки, возможно, у него это отлично получится. Пусть сначала ребенок диктует вам слова, а потом вы ему, далее проверяйте все написанное на наличие ошибок. Можете специально допускать ошибки, чтобы ребенок развивал свое внимание. Вам будет очень весело, когда дочка поставит вам двойку за множество ошибок, а потом исправит все ошибки на правильные буквы.

 

Обязательно поработайте над буквой O, запишите слова: корова, молоко, полотно и так далее. Далее объясните, что “ЖИ-ШИ” пишется с буквой И, а также напомните другие важные правила. Разумеется, вы можете посчитать, что ребенку будет трудно, но это не так – чем интереснее процесс обучения, тем быстрее ребенок научится читать. В возрасте пяти лет вы можете подарить ребенку простую книгу для обучения, наиболее популярная из них – «Читаем по слогам».

 

Не давите на ребенка и не осуждайте его, если у него что-то не получается. Лучше объясните ему, что вы тоже когда-то испытывали трудности с обучением, а потом забудьте о занятиях на определенный промежуток времени. Помните, что вы не являетесь педагогом и не знаете точно, как учить ребенка, поэтому не имеете права кричать на него или осуждать за то, что он слишком плохо читает, возможно, в детстве у вас была та же самая ситуация.

 

Основы быстрого чтения

 

Ребенок должен читать выразительно и прекрасно понимать, о чем идет речь. Ниже мы приведем список правил и упражнений, которые ускорят процесс обучения.

Усильте интерес ребенка к обучению, например, если вы читаете ребенку интересную сказку, можете остановиться в самом интригующем месте и сказать, что у вас уже устали глаза из-за чтения. Ребенок может выхватить книгу и прочитать сказку самостоятельно. Конечно, половину он не поймет, поэтому объясните ему значение трудных слов.

Покажите ребенку, что, не умея читать, он не сможет жить в этом мире. Как это сделать? Составьте ему список дел на день и скажите, что он обязан все это сделать. Он быстро поймет, что без чтения ему придется очень несладко.

Смотрите диафильмы вместе с ребенком, там вы увидите короткие подписи, которые легко читаются, к тому же кадры меняются очень медленно. Благодаря этому вы усовершенствуете технику чтения.

Возьмите две книги и дайте одну ребенку, а вторую оставьте у себя. Откройте любую страницу и скажите ребенку номер, а потом читайте с первого абзаца, иногда увеличивая скорость. Ребенок должен следить за вами и внимательно наблюдать, чтобы понимать, как читаются слова. Меняйте скорость, чтобы он успевал за вами и тренировался.

Попросите ребенка читать на время, это очень легко, но и очень интересно. Возьмите самый легкий рассказ, а потом засеките секундомер и дайте ребенку возможность читать ровно минуту. Через минуту сообщите ему результат, отдохните, и вновь читайте на время. Далее ребенок заметит, что читает все быстрее и быстрее и сам попросит вас засекать секундомер несколько раз в день.

 

Попросите ребенка прочитать текст про себя, чтобы он не открывал рта и не тратил лишние силы на чтение. Это сильно увеличивает скорость чтения, а также развивает новую технику, чтобы ребенку не приходилось регулярно читать вслух.

Подберите любое слово, например, корова. Далее меняйте ударение, ставьте ударение в неправильных местах, чтобы ребенок понимал, что в зависимости от ударения меняется смысл слова. Периодически меняйте слова, чтобы ребенок сам ставил ударение там, где необходимо

Многие дети не могут читать сразу несколько согласных подряд, но это легко исправить – запишите несколько подобных слов, первые 5 простые и еще 5 сложные. Дайте ребенку их прочитать, если он не может этого сделать – объясните последовательность звуков в слове.

Попросите ребенка прочитать текст про себя и издавать звуки, например, жужжание.

Поработайте над вниманием ребенка, можете написать несколько гласных букв и одну согласную, а потом попросить его прочитать буквы. Спросите, заметил ли он что-то странное? Если нет – объясните, что одна из букв является согласной.

Напишите несколько похожих слов, в которых заменена только одна буква. Например, вес-лес, кит-кот-рот и так далее, чтобы ребенок чувствовал отличие смысла в зависимости от смены букв.

Проводите гимнастику для улучшения дыхания во время речи. Дайте ребенку несколько скороговорок, но следите, чтобы он читал разными способами. Первый раз он может прочитать ее быстро и громко, второй раз медленно и тихо, третий раз привычным тоном и на стандартной скорости. Контролируйте дыхание ребенка, чтобы он дышал глубоко и медленно.

Увеличьте диапазон поля зрения, сделать это просто – начертите таблицу с буквами, чтобы ребенок водил ручкой по таблице и составлял слова или просто читал несколько слогов за один раз. Вы можете попросить ребенка подниматься или опускаться из определенной точки и записывать количество слов, которые он смог найти.

Антиципация – ускорение чтения за счет улучшения внимания и зрения. Во время чтения ребенок должен сразу же видеть начало следующего слова, а потом интуитивно догадываться, какое это слово. Можете убрать несколько слогов из длинных слов или первый слог в словах, чтобы ребенок мысленно составлял слова и быстрее читал.

 

Во время обучения не задерживайтесь на одном и том же упражнении слишком долго, если ребенок не понимает сути – переходите к следующему упражнению, возможно, в дальнейшем он без проблем разберется с непонятым упражнением. Всегда хвалите ребенка, даже если его чтение неидеально, это отличный стимул для продолжения обучения.

 

Как привить ребенку любовь к чтению?

 

Ниже мы приведем несколько советов для того, чтобы увеличить желание ребенка читать книги.

Покажите ребенку, что вы любите читать и занимаетесь этим каждый день. Если вы не будете смотреть телесериалы, и будете читать книги – ребенок попросит вас выделить книгу для него. Если ребенок захочет, чтобы вы сами прочитали ему книгу, которую читаете на данный момент – сделайте это, через некоторое время он втянется в сюжет рассказа и сам начнет читать одну книгу за другой. Но когда будете читать для него, учтите, что вы должны показывать эмоции и заинтересованность в чтении, это увеличит интерес ребенка и даст ему понять, что чтение – это очень интересно и увлекательно. Но не отчаивайтесь, если ребенок не будет читать каждый день столько же, сколько вы, поначалу ему будет очень трудно.

Купите много новых книг, так как однообразие быстро приедается. Попробуйте собрать коллекцию книг, например, «Я познаю мир» или «Все обо всем». Когда-то люди читали данные книги ежедневно, чтобы узнать что-то новое. Учтите, что коллекция и разнообразие – разные понятия, полка с детективами от одного и того же автора, конечно, привлекательна, но что если ребенок захочет почитать другой жанр?

Когда ребенок включится в процесс чтения и найдет множество книг на полке, нужно спросить у него, что именно его привлекает в рассказах? Может быть, он что-то не понимает до конца? Расскажите ему сложные моменты, которые он не понял после прочтения. Опишите ему персонажей рассказа так, как их видите вы, покажите их сильные и слабые стороны. Дайте ребенку понять, что книги намного интереснее, чем просмотр телевизора, и в них действительно содержится полезная информация, которая пригодится в будущем.

В зависимости от возраста ребенка подбирайте книгу, помните, что читать Гамлета в тринадцать лет, мягко говоря, абсурдно, ведь ребенок ничего не поймет, а множество сложных слов быстро отобьет всякое желание читать книгу. Желательно сразу изучить интересы ребенка и выбрать книгу исходя из них, если ему нравятся занятия спортом – подарите книгу с историей успеха великих спортсменов, а если он хочет стать поваром – купите книгу с секретами приготовления блюд и историей кухни той или иной страны.

Купите ребенку сборник стихов от великих русских поэтов. Это нужно не только для того, чтобы он мог читать стихи с чувством и развивал эмоционально чтение, но и для понимания автора, он должен примерно понимать смысл стиха и вникать в то, что хотел передать автор.

 

 

 

 

Как подготовить ребёнка к школе?

 

Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение «всего необходимого». Однако просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уже недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

 

Как подготовить ребенка к школе

 

Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки ребенка к школе - психологический.

 

Психологическая готовность

 

Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

 

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

 

Личностная готовность

 

Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть подготовлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

 

Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.

 

Простые рекомендации

 

Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии, физкультуры для детей и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

 

Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.

 

Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

 

Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.

 

Ученики и ученицы

 

Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.

 

Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации? Обычно это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов.

 

Разные способности

 

Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая "цена", которую "платит" организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

 

Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.

 

Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из "троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.

 

Многое зависит от темперамента

 

Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.

 

Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично.

 

Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны, умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас "неудобный" холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

 

 

Тревожность

 

 

Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.

 

Учеба и агрессивность

 

Рассмотрим вклад в школьную успешность еще одной весьма интересной личностной характеристики ребенка - агрессивности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению школьной успешности, прежде всего у девочек. По всей вероятности, данное явление связано с рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое соответствующее выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению школьной успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

 

Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники и первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители дома предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать собственные тропинки, познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем предлагает учитель.

 

На заметку

 

— Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

 

— Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

 

— Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

 

— Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

 

— С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

 

— Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 

 

Дома полезно для всех:

● развивать мелкую моторику: много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;

● развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);

● выучить с ребенком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времен года, названия месяцев.

 

 

 

Как работать с агрессивными детьми?

 

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

 

- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

 

- изменение стиля взаимодействия с детьми;

 

- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

 

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

 

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

 

Шесть рецептов избавления от гнева

Содержание

Пути выполнения

 

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

 

- Слушайте своего ребенка;

- проводите вместе с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним свои опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности

 

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

- Отложите совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

 

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"

 

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

- Примите теплую ванну, душ;

- выпейте чаю;

- послушайте любимую музыку

 

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

 

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

 

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

- изучайте силы и возможности своего ребенка;

- если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

 

 

 

Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

 

 

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

 

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

 

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

 

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

 

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

 

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

 

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

 

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

 

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

 

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

 

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

 

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

 

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

 

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

 

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

 

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

 

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

 

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

 

4. Снижение напряжения ситуации.

 

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

 

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

 

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

 

- крик, негодование;

 

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

 

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

 

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

 

- использование физической силы;

 

- втягивание в конфликт посторонних людей;

 

- непреклонное настаивание на своей правоте;

 

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

 

- наказание или угрозы наказания;

 

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;

 

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

 

- команды, жесткие требования, давление;

 

- оправдания, подкуп, награды.

 

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 

5. Обсуждение проступка.

 

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

 

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

 

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

 

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 

- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

 

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

 

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

 

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

 

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

 

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

 

- внушение спокойствия невербальными средствами;

 

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

 

- использование юмора;

 

- признание чувств ребенка.

 

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии

Рекомендации

 

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок

Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников сверстников, могут становиться агрессивными

 

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому

 

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

 

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него

 

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения"

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ебенком преодолевайте ее.; пр этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

 

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалуйте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди и извинись", "Погладь по голове", "Пожми руку", "Предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и тому подобное)

 

 

 

Какой образовательный маршрут нужен ребёнку?

 

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Важно построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию. При этом ребенок сам принимает участие в выборе содержания образования.

Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:

 Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.

 Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.

 Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.

 Составление предполагаемых результатов и примерных сроков их достижения.

Во время работы воспитатель должен опираться на успехи и проявленную инициативу ребенка, а не на его ошибки. Таким образом ребенок будет чувствовать себя более уверенным, успешным. Если во время индивидуализации будут выявляться какие-то затруднения, то образовательный процесс необходимо будет скорректировать.

Должны быть созданы все условия, которые способствовали бы социализации ребенка, его личностному развитию. С помощью индивидуального образовательного маршрута дошкольник развивается физически, эстетически, эмоционально и интеллектуально. Во время образовательного процесса ребенок должен усвоить культурно-гигиенические навыки, а также коммуникативно-социальные. Он долженнаучиться производить различные манипуляции с предметами. В том числе во время игры.

Необходимо осваивать такие виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование. В том числе нетрадиционные методы рисования (с помощью зубной щетки, фигурки вырезанной из половинки картошки, коктейльной трубочки и т.д.).

Нужно приложить все усилия, чтобы развить у ребенка речь, представление об окружающем мире, пространстве, времени и количестве.

В ходе работы у ребенка должны развиться игровые виды деятельности. Необходимо научить дошкольника распределять роли, использовать различные атрибуты для игры.

Также воспитатель развивает представление о моральных нормах поведения, представления о себе, своих личных данных, адресе проживания, а также с названиями главных улиц родного города. Идет работа и над формированием самооценки ребенка.

Необходимо включить в деятельность специальные игры на развитие выражения эмоций, игры драматизации, театрализованные и сюжетно- ролевые игры, а также просмотр различных спектаклей и чтение художественной литературы.

Для развития социальных навыков у ребенка нужно проводить разбор ситуаций. Интересоваться у него, как бы он поступил в данной ситуации. Для этих же целей проводятся игры на общение, игры-тренинги.

Также необходимо формировать у дошкольника бережное отношение к окружающему миру. Этому способствует чтение художественной литературы, дидактические игры, спектакли на экологические темы, посильный уход за природой: подкормка птиц, уход за растениями и домашними животными.

Подготовка к составлению образовательного маршрута ребенка

 Подготовка характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.

 Дальше необходимо составить характеристику семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка

 

Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.

 Также нужно отметить внешний вид ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)

 Указать группу здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.

 Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.

 В следующем разделе нужно составить характеристику внимания, памяти и мышления ребенка.

 Описать знания ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.

 Составить характеристику речи дошкольника. Словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи.

 Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.

Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т.д.

К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию. При этом ребенок сам принимает участие в выборе содержания образования.

Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:

 Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.

 Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.

 

Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.

 Составить предполагаемые результаты и примерные сроки их достижения.

Во время работы воспитатель должен опираться на успехи и проявленную инициативу ребенка, а не на его ошибки. Таким образом ребенок будет чувствовать себя более уверенным, успешным. Если во время индивидуализации будут выявляться какие-то затруднения, то образовательный процесс необходимо будет скорректировать.

В детском саду должны быть созданы все условия, которые способствовали бы социализации ребенка, его личностному развитию. С помощью индивидуального образовательного маршрута дошкольник развивается физически, эстетически, эмоционально и интеллектуально. Во время образовательного процесса ребенок должен усвоить культурно-гигиенические навыки, а также коммуникативно-социальные. Он должен научиться производить различные манипуляции с предметами. В том числе во время игры.

В дошкольном учреждении ребенок осваивает такие виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование. В том числе нетрадиционные методы рисования (с помощью зубной щетки, фигурки вырезанной из половинки картошки, коктейльной трубочки и т.д.).

Необходимо приложить все усилия, чтобы развить у ребенка речь, представление об окружающем мире, пространстве, времени и количестве.

В ходе работы у ребенка должны развиться игровые виды деятельности. Необходимо научить дошкольника распределять роли, использовать различные атрибуты для игры.

Также воспитатель развивает представление о моральных нормах поведения, представления о себе, своих личных данных, адресе проживания, а также с названиями главных улиц родного города. Идет работа и над формированием самооценки ребенка.

Необходимо включить в деятельность специальные игры на развитие выражения эмоций, игры драматизации, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, а также просмотр различных спектаклей и чтение художественной литературы.

Для развития социальных навыков у ребенка нужно проводить разбор ситуаций. Интересоваться у него, как бы он поступил в данной ситуации. Для этих же целей проводятся игры на общение, игры-тренинги.

Также необходимо формировать у дошкольника бережное отношение к окружающему миру. Этому способствует чтение художественной литературы, дидактические игры, спектакли на экологические темы, посильный уход за природой: подкормка птиц, уход за растениями и домашними животными.